Если вы планируете поехать в Соединенные Штаты и купить там сыр Грюйер (потому что вы человек со вкусом), вам следует быть начеку. Это может быть Гауда или любой другой "неинтересный" сыр. Теперь сыр Грюйер, произведенный во Франции и Швейцарии и пользующийся правовой защитой в Европе, лишился ее в Соединенных Штатах.
Согласно судебному решению, американцы могут производить и продавать свой сыр, называя его "Грюйер", несмотря на защищенное название "Gruyeres AOP". Аббревиатура AOP расшифровывается как «Appellation d'Origine Protégée», что в переводе с французского означает «наименование, защищенное по месту происхождения». Отмеченные этой маркировкой продукты производятся, обрабатываются и улучшаются в четко определенном регионе. Для производства сыра с маркировкой AOP молоко поступает из того же региона, в котором оно перерабатывается на сыр, и в котором сыр хранится до зрелости.
Судья Окружного суда США (Восточный округ штата Вирджиния) Т. С. Эллис постановил, что термин "Грюйер" стал общим, что, по его словам, не позволяет зарегистрировать его в реестре товарных знаков, чтобы зарезервировать его для продуктов из Швейцарии и Франции. В своем тридцатистраничном решении он указывает, что американские производители производят сыр Грюйер в штате Висконсин с 1980-х годов, и что более половины Грюйера, импортированного в США в период с 2010 по 2020 год, производилось в Германии и Нидерландах. "Десятилетия импорта, производства и продаж сыров, называемых "Грюйер", но произведенных за пределами региона Грюйер, Франция и Швейцария, подорвали смысл этого термина и сделали его универсальным. Даже не во всех словарях упоминается географическое происхождение этого сыра, хотя он появился в Альпах еще в XII веке", - утверждает он.
Швейцарские и французские представители профсоюза отрасли уведомили о своем намерении обжаловать это решение. Для них сыр Грюйер, который пользуется охраняемыми наименованиями мест происхождения в обеих странах, "изготавливается только из местных натуральных ингредиентов с использованием традиционных методов, обеспечивающих связь между регионом происхождения и качеством конечного продукта". "Сыр, приготовленный в штате Висконсин, не может воспроизвести уникальный вкус настоящего Грюйера, сделанного в Швейцарии или Франции" - настаивают они.
С американской стороны, представители сыродельной отрасли, напротив, приветствовали "историческую победу". И в своем заявлении они отметили следующее: это решение "создает прецедент в гораздо более широкой битве за названия продуктов питания в Соединенных Штатах".
Во время переговоров по договору о свободной торговле между Европой и Соединенными Штатами (TAFTA), которые в конечном итоге потерпели неудачу, Европейский Союз пытался обеспечить защиту примерно 200 своих товаров, связанных с его территориями (Конте, Шабли, Пармезан, Болоньезе и т. д.). В отсутствие соглашения преобладает индивидуальный подход: поскольку греческая Фета и французское Шабли уже проиграли битву, Соединенные Штаты оставляют за собой право использовать у себя термины "Рокфор" или "Коньяк" для продуктов, производимых в одноименных французских городах. Что касается соседней Канады, то в этой стране глобальное экономическое и торговое соглашение гарантирует защиту 145 из примерно 1500 европейских наименований, включая названия таких сыров, как Рокфор, Мюнстер и Конте.